Русский костюм
Тема; Элементы РНТ в соединениях и комбинациях.
Цель: приобщение воспитуемых к культуре и традициям РНТ.
Задачи:
обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Тип занятия: занятие – концерт.
Ход занятия. Выходит девочка в русском народном костюме.
(читает стих)
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
(звучит РНмузыка. Ходы по кругу. Простой шаг с носка. Переменный шаг. Шаг с притопом. Шаг с мазком каблука. Тройной шаг. Тройной комбинированный шаг. Дробный шаг. Русский бег с захлестыванием голени. Дробный бег. простой хороводный шаг с выстраиванием на поклон.
ПОКЛОН
1 . начинаем мы плясать
Просим не смеяться
Тут народу очень много
Можем растеряться.
В новеньких ботинках
Все ребята говорят
Что я как картинка.
3.разрешите поплясать
Разрешите топнуть
Неужели в этом доме
Половицы лопнуть.
Носы выточены
Не хотела я плясать
Сами выскочили.
А Гвардейские ребята
Невелики – удалы
Нашу курочку рябую
На веревочке вели.
Русские народные проходки ; женская, мужская, парная или общая.
Милый целовался
На свидание пришел
Тьмы не побоялся.
Лирическая композиция. Танец. Этюд ит.д.
Русские плясовые комбинации. Мужская. Женская.
В право , в лево носятся
Не стоят они на месте
Так в кадриль и просятся.
Снова музыка звучит
Собирайся детвора
Ждет вас русская игра.
РН игра Золотое кольцо. Плетень.
Хороводная часть.
становись в хоровод
будем кругом ходить
да гостей веселить.
Да притопну другой
Устоять не могу
Вот характер какой.
Меня пляска берет
Пойду попляшу
Себя людям покажу. Пляска. Барыня. тд.
Вечно радует кого- то, наших прадедов работа.
Задачи:
- Способствовать развитию координации, чувства ритма, пластичности, выразительности;
- Закрепление танцевального материала, через повторение. Добиваться легкости, раскрепощенности и эмоциональности при исполнении;
- Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Материалы и оборудование:
- Цветок (цветик - семицветик)
Ход занятия:
Вход в зал под музыку . Поклон. Разминка. Упражнения для шеи, плеч и туловища.
И. п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.
16 т-ов – наклоны головы к правому и левому плечу;
8 т-ов – повороты головы направо, налево;
8 т-ов – наклоны головы вперед, прямо
8 т-ов – поднимаем плечи вверх, опускаем вниз;
8 т-ов – поочередное поднимание плеч;
8 т-ов – наклоны туловища вправо, влево;
8 т-ов – наклоны туловища вправо, влево с рукой;
4 т-та – наклон вперед, потянуться;
4 т-та – вернуться в и. п.
Педагог: Сегодня необычный день, в нашем зале расцвел цветик-семицветик. Точь-в-точь как в сказке, только немного побольше. Лепестки у него разные, красивые, яркие. Мы сегодня будем срывать по одному лепестку, загадывая желание, а цветик-семицветик будет эти желания исполнять.
1 ЛЕПЕСТОК
Педагог: Давайте вспомним слова волшебной песенки и сорвем первый лепесток.
Все дети и п.д.о. (фоном звучит пение птиц)
Ты лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!
Отрываем первый лепесток. Цветок нас приглашает в зоосад.
ЛОГОРИТМИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА – «Веселый зоосад» (под маршевую композицию)
Мы шагаем в зоосад,
Побывать там каждый рад
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Мы под музыку играем
И движенья выполняем.
Под запись маршевой песни дети шагают друг за другом, с окончанием музыки останавливаются, прислушиваясь к тексту, который выразительно произносит педагог. Это — лев. Он — царь зверей. В мире нет его сильней. Он шагает очень важно, он красивый и отважный.
Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой. Шаг выполняют грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим поворотом туловища. Руки находятся на поясе.
А смешные обезьяны. Раскачали так лианы, Что пружинят вниз и вверх. И взлетают выше всех!
Стоя на месте, поставив ноги на ширину плеч и согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, дети выполняют небольшие полуприседания. На последние две строчки текста делают несколько прыжков с хлопками над головой.
А вот добрый, умный слон. Посылает всем поклон, Он кивает головой. И знакомится с тобой.
В начале упражнения дети ставят ноги на ширину плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и раз водят в стороны. Пальцы рук прижимаются к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперед-вправо, вперед-влево.
Лапку к лапке приставляя, друг за другом поспевая, шли пингвины дружно в ряд, словно маленький отряд.
Изображая пингвинов, дети двигаются мелким «семенящим» шагом на прямых, не напряженных ногах. При этом пятка приставляется к пятке, носки раз ведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо—влево.
Кенгуру так быстро скачет, словно мой любимый мячик, вправо-влево, поворот, прыжок назад, потом вперед.
Стоя на месте, дети сгибают в локтях руки и начинают выполнять легкие прыжковые движения по тексту четверостишия: вправо—влево, вперед—назад и т. д.
Мишка головой мотает, к себе в гости приглашает. Он вразвалочку идет, танцевать с собой зовет.
Для выполнения движения детям следует поставить ноги на ширину плеч, слегка согнуть колени. Мягкие, согнутые в локтях руки нужно поднять до уровня плеч. Приподнимая то правую, то левую ноги, дети раскачиваются из стороны в сторону.
Вот змея, она пугает и к себе не подпускает. По земле ползет она, извивается слегка.
Дети сидят на коленях, затем медленно «проскальзывают» на пол. Лежа на животе, расположив руки под грудью, соединив ноги вместе и оттянув носочки, они выполняют легкое покачивание корпусом, затем возвращаются в исходное положение.
Вот павлин. Он чудо-птица. И всегда собой гордится. Выступает ровно, прямо. Смотрит гордо, величаво!
Дети убирают руки за спину, поворачивают голову в одну, затем в другую сторону, двигаются грациозно, мягко переступают, вытянув носочек, с одной ноги на другую.
Пони бегает, резвится, хочет с нами подружиться. И в тележке расписной покатает нас с тобой.
Выполняется движение легкого бега с высоким подъемом ног.
Вот и вечер наступает,
Зоосад наш засыпает,
Засыпает до утра.
Нам уже домой пора.
2 ЛЕПЕСТОК его срывают дети, повторяют волшебные слова и показывают следующее желание.
Ребенок: Чтоб красивыми, статными стать. Хотим мы пор де брас станцевать. (Дети танцуют под классическую композицию на середине зала - первое пор де бра, ранее изученный материал)
Педагог: Хорошо. То, что вы знаете основы хореографии мы увидели. А как насчет того, чтобы продемонстрировать свои умения под современную музыку?
3 ЛЕПЕСТОК. Под современную музыку «Я танцую» исполняют танцевальные комбинации на середине зала (с продвижением в сторону и прыжковыми комбинациями).
4 ЛЕПЕСТОК, на котором написано «Дружно в пары встать и польку показать!». Дети исполняют парную польку.
5 ЛЕПЕСТОК, на котором написано «Приглашаю станцевать менуэт».
Педагог: Но для начала я вам немного расскажу о нем. Он имеет народное происхождение, однако уже в XVII столетии попал в замки и дворцы, став распространённым. Менуэт был любимым танцем королевского двора. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Аристократическое общество тщательно изучало поклоны и реверансы, часто встречающиеся по ходу танца. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой. Менуэту обучались долго, несмотря на его незамысловатый основной шаг. Это объясняется тем, что очень трудно давалась манера исполнения. Руки танцующих, мягкие, пластичные, с красивым изгибом кистей, дорисовывали позы менуэта. В менуэтах XVII века они имели своеобразную позировку: их не полагалось поднимать высоко, соединение рук танцующих должно было происходить мягко, плавно. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «Приглашения к танцу». На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи рококо, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров). На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей.
Дети перестраиваются на две линии по краям зала. Разучивание основных поз менуэта под музыкальное сопровождение.
6 ЛЕПЕСТОК приглашает нас покататься на цирковой лошадке. Дети перестраиваются в круг.
Игра «цирковые лошадки»
Педагог: Галоп, галоп - у лошадок нет хлопот
Шире, шире круг. Ветерок свистит вокруг
Рысью поскакали цок, цок, цок, хлопок.
Вожжи натянули - стоп, стоп.
7 ЛЕПЕСТОК подведение итогов.
Педагог: Остался последний, седьмой лепесток. Последнее желание? А что бы вы хотели пожелать друг другу? (Дети желают друг другу: добра, дружбы, чтобы еще не раз расцвел такой необычный цветок и все наши желания сбывались!)
Поклон на середине зала. За направляющим под музыкальное сопровождение выходят из
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.
Авторы: Педагоги дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ Нижегородского района г. Н.Новгорода:
Кудрявцева Н.Ю. - руководитель Образцового ансамбля танца «Надежда»,
Каткина О.Ю. - педагог-хореограф Образцового ансамбля танца «Надежда»
Глухова И.М. - педагог по дизайну костюма Образцового ансамбля
танца «Надежда»
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.
Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?"
Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.
Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.
Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.
В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.
По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»
Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»
Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.
Каковы же общенациональные черты русского танца?
Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.
Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.
Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .
Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.
И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.
Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.
В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.
Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.
Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.
Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.
Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.
Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направленийазы.
Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.
Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.