Базовая опорная площадка

Ознакомьтесь с планом создания и развития опорной площадки по техническому творчеству и другими материалами, касающимися этой темы

Конспект открытого занятия
«Введение в образовательную программу»

Тема: «Легко ли быть певцом!»
Проводит: Киселева Евгения Евгеньевна, педагог дополнительного образования, творческое объединение «Конфетти», ДЮЦ гор. Гвардейска.
Возрастная группа: 7-8 лет. (12 человек)
Цель: Пробудить интерес обучающихся к занятию вокалом. Способствовать развитию музыкального вкуса.
Задачи:
Образовательные:
- обучить правилам певческой установки, основам вокальной техники;
-познакомить обучающихся с вокальными упражнениями, развивающими голос, с правилами бережного отношения к своему голосу.
Воспитательные:
Содействовать формированию:
- ценностного отношения к музыке, музыкальному творчеству.
Развивать:
- чувство коллективизма, взаимоподдержки.
Развивающие:
Развивать:
- мотивацию к музыкальной деятельности;

Оборудование и материалы: ноутбук, фортепиано (синтезатор), интерактивная доска, магнитная доска, мультимедийный проектор.
Тип занятия: комбинированное.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемный.
Основные понятия: певческая установка, певческое дыхание, диафрагма, артикуляционная гимнастика, распевание.

Ход занятия.
I. Организационная часть.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня занятие проведу с Вами я, Евгения Евгеньевна Киселева- педагог по эстрадному вокалу, руководитель детского творческого коллектива «Конфетти».
Педагог: Очень рада видеть вас, ребята.
Хочу с вами поздороваться и поделиться своими секретами. Посмотрите друг на друга, прочитайте имя своего соседа. Подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям и как настоящие артисты, подарим всем аплодисменты! (аплодируют).

II. Основная часть.

Педагог: Когда я шла к вам на занятие, то встретила Фею Музыки, она подарила - волшебный сундучок. Посмотрите, какой он необычный. Интересно, что там внутри? Ой, что это у меня рассыпалось (рассыпаю незаметно конфетти). Это разноцветное конфетти, посмотрите какие радужные кружочки. Вот так и музыка очень разнообразна. И мы с вами отправимся сегодня в этот удивительный мир. А поможет нам узнать много нового этот сундучок.
Посмотрим, что он для нас приготовил - загадки. Кто отгадает, поднимает руку.
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — ... (песня)
(Выложить слово на магнитной доске).
Пел с душою, молодец
Будешь знатный ты - ...(певец)
(Выложить слово на магнитной доске).

Педагог: Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Поднимаем руки. Спасибо. (ответы детей) Молодцы!
- Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кто из вас уже занимается пением? Спасибо.
-А теперь поднимите руки те, кто хоть раз в жизни мечтал стать певцом? Спасибо.
- Мне приятно видеть, что вы проявляете интерес к музыке и пению.

Педагог: У меня есть для вас маленький сюжет. Кто будет внимательно его смотреть, тот ответит на мои вопросы.
Видеоролик. Затем беседа.

-Вам понравилось, как пели дети? Поднимите руки.
-Нужно ли этому учиться или можно сразу выходить на сцену и петь для зрителей?
-Как вы думаете, легко ли быть певцом? (ответы детей).
- Молодцы, верно!
- Для того, чтобы правильно и красиво петь, надо владеть голосом.
Голос - удивительный музыкальный инструмент. Научиться владеть своим голосом, радовать окружающих пением – это великое счастье.

III. Практическая часть.
Педагог: Начну раскрывать свои секреты. Каждый певец должен знать правила бережного отношения к голосу.
- Заглянем в волшебный сундучок, может здесь есть подсказка. В нем находятся знаки, не простые.
(Беседа с детьми о правилах бережного отношения к голосу)
- Посмотрим первый знак, что на нем изображено? А что обозначает эта перечеркнутая линия? Поднимаем руки.
1. нельзя кричать, напрягать голосовые связки.
- Следующий знак. Поднимаем руки.
2. запрещается петь на открытом воздухе в холодное время года.
- И третий, но не последний. Их много, но мы остановимся на основных.
3. употреблять холодные напитки при перегревании.

- Какой сюрприз еще приготовил нам сундучок - волшебные нотки. Они все живут в волшебном домике, который называется нотным станом, страж этого дома – скрипичный ключ. Ноты расскажут, легко ли быть певцом и что он должен уметь, чтобы красиво петь.
(Прошу ребенка прикрепить 1 нотку).
1ШАГ: (певческая установка).
Педагог:
- На нашем нотном стане появилась первая нотка! Мы узнаем все о певческой установке.
- Что это такое? (ответ детей)
- Это правильная постановка корпуса, благодаря которой певцы обеспечивают работу голосового аппарата. Дышат певцы только носом. Встаньте, пожалуйста. Представим яркое солнце над головой. Поприветствуем его. Поклонились солнышку.
Упражнение «Потянулись к солнышку». Потянуться на носочках, поднимая руки вверх, вдыхая носом воздух, резко бросаем руки вниз (поклонились солнышку), опускаемся на пятки, выдох.

2ШАГ: (певческое дыхание)
Педагог: Следующая нотка расскажет нам, что такое певческое дыхание – это правильное дыхание всех вокалистов.
(прошу ребенка поместить на нотный стан вторую нотку)
Зачем певцу хорошее дыхание? Поднимайте руки.
(ответ детей)
Педагог: Через легкие поступает кислород, благодаря которому мы живем. Чем больше развиты легкие, тем больше жизненной энергии. Певцы очень дорожат своим здоровьем и редко болеют. Мы поучимся тоже получать больше энергии для своего здоровья.
Очень важным инструментом для певца является диафрагма. Умение петь с помощью диафрагмы очень полезно для правильного дыхания.
Упражнение для развития дыхания.
Упражнение «Воздушный шарик».
Педагог: Положите руку на живот, найдем нашу диафрагму. Это наша опора в пении.
Наберите как можно больше воздуха. Набрав воздух в живот, задержать его там, на 2-3 секунды, ощущая наполненность, и только после этого выпускаем с помощью звука «УХ»

3 ШАГ:
Педагог: Какой секрет нам раскроет следующая нотка?
(имя ребенка, поместит нотку в волшебный домик).
Гимнастика для языка - или артикуляционная зарядка.
- Каждый певец должен четко уметь произносить слова, чтобы текст песни был понятен слушателю, в этом нам поможет чистоговорка.
Чистоговорки:
У-у-у, у-у-у – я уже всё могу
У-у-у, у-у-у – я тебе помогу
У-у-у, у-у-у – вот кукушка на суку
У-у-у, у-у-у – и кричит она «ку-ку»
У вас замечательно все получилось, молодцы!

4 ШАГ: Посмотрим есть ли еще нотки в нашем волшебном сундучке?
(ребенок крепит нотку на нотный стан)
-А теперь мы переходим к разогреву наших голосовых связок. Это очень важный этап работы певца и называется он - распевание.
- Помогают разогреть и настроить голосовые связки для пения вокальные упражнения. Возможно, некоторые упражнения вам покажутся забавными, знайте, что они самые полезные для развития вашего голоса.
Упражнение «Рычание». Когда на улице холодно, мы как говорим? (б-р-р-р). Пропеваем эти звук «б-р-р-р», как будто поднимаемся по ступенькам вверх, а затем вниз. Хорошо, получилось.
Упражнение. А теперь споем слоги «МА-МЕ-МИ» на одном звуке.
Старайтесь слышать и слушать друг друга. Молодцы.

IV Заключительная фаза занятия.
5 ШАГ. Завершающая нотка нашего сегодняшнего занятия.
«Легко ли быть певцом?» (ребенок крепит нотку на нотный стан)
Педагог: О чем мы сегодня с вами говорили?
(ответ детей).
Педагог: Легко ли быть певцом?
- Что должен знать и уметь певец?

Ответ детей: (вспомнить по ноткам)
1. Усвоить певческую установку.
2. Научиться правильно, дышать.
3. Делать гимнастику для языка.
4. Петь вокальные упражнения. Распеваться.

Педагог: С помощью волшебной шкатулки мы раскрыли все секрет певца. Пение – это великое счастье. Учиться пению увлекательно и полезно. Почему? (ответы детей)
- Я приготовила для вас музыкальную загадку. Попробуем исполнить замечательную песенку композитора Владимира Шаинского, первые ноты которой расположились на нашем нотном стане (наигрываю, дети отгадывают название песни «От улыбки»).
- Узнали песню?
- Ребята, с каким настроением нужно исполнять эту песню?
- Почему? (ответ детей)
- Верно, хорошо.
- Я предлагаю исполнить эту замечательную песню всем вмести.
- Мы приглашаем присоединиться и взрослых, ведь они знают её с детства и, наверное, помнят все слова.
- Приготовьтесь. Помните, пожалуйста, петь надо с удовольствием. Я буду в роли дирижера.
(Исполняем 1куплет песни, слова на экране)
- Все мы большие молодцы. Я благодарна вам, ребята, за поддержку, активность, творчество.
Но в нашем волшебном сундучке остались не раскрытые 2 коробочки. В одной малиновые нотки, в другой розовые. Оцените наше занятие. Малиновые - очень понравилось, розовые - что-то не удалось. Поделитесь своим мнением с жюри.
Желаю всем вдохновения! Успехов вам! Поаплодируем себе за то, что мы все молодцы! Не забывайте, пение – великое счастье!

 

 

Методы вокального воспитания школьников имеют свою специфику, и, прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а интенсивно растущим и развивающимся организмом молодого человека, с его изменяющимися возможностями.

1. У детей 5-10 лет сила голоса невелика, индивидуальные тембры почти не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко выходящий за пределы октавы. Это обстоятельство привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которым нужно подходить к работе по

постепенному расширению диапазона звучания. Голосовой аппарат в этом возрасте может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме.

Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст.

Вот вы слышите, как объявили ваше имя, и ваши колени начинают трястись, усложняется дыхание и появляется сухость во рту — кошмар певца. Вот некоторые советы:

           1. Помните, что вы актер, который выражает свои эмоции посредством песни. Если вы стесняетесь и вам сложно находиться на сцене, помните, что каждый человек многогранен, и то, в чём хорош кто-то другой, может не подходить вам ни по стилю, ни по игре, ни по эмоциональности. Создайте образ, который вы хотите показать публике. Восприятие — это все. Ваше выступление помогут людям создать их впечатление про вас (понравилось или не понравилось). Кто создаёт и контролирует это восприятие? Вы.

В гости к музыке.

Вводное занятие.

Цели занятия:

  • формирование основ духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
  • создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через творческую деятельность.

Смотреть/скачать полный текст занятия в формате MS Word

Певческий голос

   Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

   Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

  1. Правильный режим голосовой нагрузки, чередование периодов работы и отдыха.
  2. Правильная техника пения или длительного «говорения»; достижение техники нижнереберно-диафрагмального дыхания, выключение из голосообразования вспомогательных мышц шеи и грудной клетки.
  3. Избежание форсированного звука, твердой атаки звука, резкого крика, визга, несвойственных именно вашему типу голоса.
  4. Запрещение пения во время неблагоприятных дней.
  5. Ограничение больших голосовых нагрузок на открытом воздухе при температуре ниже +5 Со, в условиях шума.
  6. Избежание длительной монотонной речи, ведущей к накоплению напряжения, шепотного голоса.
  7. Отказ от курения.
  8. Исключение по возможности побочных шумов в аудитории при речевых нагрузках.
  9. Своевременное лечение ОРЗ.
  10. Работа в чистых помещениях с достаточной влажностью.
  11. Избежание резких температурных перепадов, употребления холодных напитков при перегревании.
  12. Правильная работа с микрофонами артистов. Используя микрофон, работать в обычном речевом режиме. Летом не увлекаться холодными напитками, зимой прикрывать шею, не ходить нараспашку.
  13. При появлении малейшего дискомфорта дать голосу передышку – помолчать. Если говорить все же необходимо, лучше делать это тихим голосом.
  14. Важно воздерживаться от речевой нагрузки, и тем более от пения, во время гриппа, ларингита и других респираторных заболеваний.
  15. Не стоит увлекаться караоке. В подростковом возрасте слепое подражание чужой манере пения с хрипотцой или надрывом может надолго лишить начинающего певца собственного голоса.

 

Участникам репетиций запрещено:

1. Находиться на сцене обучающемуся, не занятым в номере.

2. Использовать при общении ненормативную лексику, вести себя вульгарно и не этично, нельзя мешать товарищам.

3.Принимать самостоятельные решения по подключению звуко-технической аппаратуры, микрофонов без специалистов и без согласования с руководителем.

4.Трогать, задевать кулисы, выглядывать из-за них во время концерта и репетиций.

5. Громко разговаривать за кулисами.

6. Спускаться и подниматься на сцену во время исполнения номера.

7. Во время прогона концертных номеров задавать руководителям вопросы.

Правила поведения за кулисами

1. Соблюдайте дисциплину за кулисами. Главный за кулисами - руководитель программы или выпускающий (представители орг. комитета фестиваля).

2. За кулисами соблюдается полнейшая тишина (выступления - это атмосфера и её очень легко разрушить).

3. В кулисах никто не мешает выходу участников, и стоят только участники на следующий выход.

4. Посторонних за кулисами нет!!!

5. Реквизит, который лежит за кулисами, трогать нельзя.

Открытый урок по вокалу.

Педагог: Киселева Евгения Евгеньевна

Тема урока: – «Дикция и артикуляция в исполнении упражнений и вокального произведения».

Форма проведения: коллективная.

Дисциплина: вокал

Год обучения: 1

Тип урока: комбинированный

Цель: Дать вокальное определение словам «дикция» и «артикуляционный аппарат». Учить путем работы над активностью артикуляционного аппарата,

улучшать дикцию и качества звука в музыкальных упражнениях и музыкальном произведении. Путем полученных знаний, научить правильно формировать гласные и согласные в музыкальных упражнениях и музыкальном произведении.

Смотреть/скачать в формате .docx