Певческий голос

   Пение – естественный процесс, не надо напрягаться, дергаться, особенно это относится к артикуляционному аппарату. Во время пения лицо должно оставаться всегда спокойным и естественным. Если лицо напрягается, то неизбежно напрягается и весь артикуляционный аппарат. Чем более спокойными останутся лицо, челюсть, рот, язык, тем раньше появится положительный результат.

   Наиболее типичной ошибкой является поджатая, выдвинутая вперед или очень напряженная при пении нижняя челюсть и напряженный язык. Это приводит к неправильному формированию звука и, как результат, к невнятному произношению текста и форсированному звучанию. Челюсть должна свободно «ходить» и нигде не зажиматься. Положение языка тоже должно быть естественным, он не должен ни вставать горкой, что способствует задиранию гортани, ни излишне глубоко укладываться, что может привести к горловому призвуку.

Певческая установка

   Сегодня мы займемся очень важным делом – будем учиться правильной вокально-певческой постановке корпуса во время пения.

   От того, как вы держите «корпус», зависит осанка и даже самочувствие. Хорошая осанка необходима всегда, а во время пения – особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничто не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок (а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать).

   Очень важно психологически почувствовать в себе наличие своеобразного стержня, который объединяет все части тела от головы до ног. Для нахождения этого же ощущения надо, взявшись кистями за локти, поднять руки в согнутом положении и положить их за голову. Заниматься пением лучше всего стоя. Только при большой продолжительности занятий можно сидеть, не касаясь спинки, на краю стула. Если приходится петь сидя, не ставьте ноги на стул того, кто сидит перед вами, чтобы не горбиться: это очень мешает свободному звучанию голоса. Нужно сесть прямо, руки положить на колени.

Дыхание

   Дыхание не должно быть прерывистым, коротким и чрезмерно длинным. Дыхание должно быть ровным! Старайтесь вдыхать ртом и носом одновременно. Рот чуть приоткрыт. Ощущение такое, как будто вы нюхаете цветок. При таком положении аппарата все мышцы правильно сокращены. Не старайтесь говорить очень длинную фразу или несколько фраз на одном дыхании. Это вредно. Из-за нехватки дыхания голос будет угасать и перейдет на горло, а в таком состоянии аппарат очень быстро устает, слушатель же через некоторое время от нехватки воздуха начнет зевать и чувствовать дискомфорт.

Упражнения, используемые на занятиях:

  • упражнения на выработку умения управлять выдохом (тренировка равномерного выдоха).
  • упражнения для тренировки мышц, участвующих в дыхании.
  • упражнения на удлинение выдоха: а) выдох на звуке, счет про себя; б) выдох на повторение слога (ма, мо, му); г) выдох на счет вслух;
  • упражнения «Свеча», «Снайпер», «Комарик»

Слух и голос взаимосвязаны

   Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться. Качество голоса зависит от состояния здорового аппарата точно так же, как слуховой аппарат от состояния здоровья голосового аппарата: здесь связь двусторонняя – одно не может существовать без другого.

Слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание. Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение без сопровождения (выработка более сосредоточенного внимания поющего).

Мелодия

   Греческое слово «мелодия» означает «пение», «напев». Мелодию можно напеть или сыграть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Мелодия лежит в основе любого музыкального произведения. Она является, как часто говорят, душой музыки. Благодаря мелодии музыка способна передать любые наши переживания и чувства.

Вокальная музыка

   Итальянское «vokale» означает – «голосовой». То есть это музыка для голоса или многих голосов. Петь человек научился в глубокой древности – первоначально были звуковые сигналы, связанные с охотой, войной или совместным трудом. Постепенно вокальная музыка стала самостоятельным искусством, отделившись от ритуалов танца , которые она сопровождала.

Вокальная музыка звучит в различных жанрах – это может быть песня, романс, опера, оратория, кантата. За немногими исключениями вокальные произведения состоят не только из музыки, но и из слов. Наибольшее развитие вокальная музыка получила в эпоху средневековья.

Песня

Песня относится, прежде всего, к вокальной музыке и к народному музыкальному творчеству. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты. В песне закрепляется образ мыслей и чувств народа, его философия, его отношение к жизни, к любви, к детям, к природе – животным, цветам, растениям; к своей истории, к своей Родине. Каждая эпоха имеет свои песни – по ним можно понять, чем жили люди. Песни бывают самые разные по жанрам, количеству исполнителей, тематике.   Композиторы бережно и любовно относятся к народной песне. Для них это – неисчерпаемый мелодический источник, а главное – заповедное слово о душе народа. Если авторы (композитор и поэт) люди талантливые, то их песня может жить очень долго, иногда становясь как бы народной. Необычайно широкое распространение имеет песня и в наши дни. Поскольку она отличается сравнительной простотой формы, то пишут песни многие – от профессионалов до любителей.

Дикция

Важный момент в вокальном пении – дикция. Единственный способ донесения содержания песни до слушателя – понятные слова. Поэтому дикция должна быть отчетливой. Основой являются согласованные движения органов речи (язык, губы, зубы, нёбо). Эти движения называются артикуляцией. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активации. Быстрые и легкие перемещения языка, губ сохраняют устойчивое положение гортани. Добиваться этого следует освобождением, раскрепощением всего артикуляционного аппарата. Необходимо проводить тренаж артикуляционного аппарата. Развитию артикуляции помогает проговаривание и пропевание скороговорок и чистоговорок. Требуя от юных исполнителей четкой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям

  • Тренировка нижней челюсти.
  • «Пятачок»   (тренировка     губных мышц).
  • Тренировка мышц языка, ( гимнастика для языка)
  • Работа над гласными звуками.
  • Скороговорки

Берегите свой голос

   Человек наделен от природы чудесным даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Соответственно разным чувствам по-разному может звучать голос в разговоре. Разнообразны интонации человеческой речи. Но какую чарующую силу приобретает человеческий голос в пении! Человеческий голос очень хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Что такое голос? Как он возникает? У нас в горле есть голосовые складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовней, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, то голосовые складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым. Закаляй свое горло полосканием. Каждое утро, почистив зубы, набери глоток воды в рот и, запрокинув назад голову, произноси протяжно следующие звуки:

               А – а – а; Э – э – э; И – и – и; О – о – о; У – у – у

   Звуки нужно произносить поочередно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так ты закаляешь горло – это как обливание холодной водой – и прочищаешь его, удаляя остатки пищи. Голос хорошо звучит только тогда, когда певец здоров, бодр и в хорошем настроении. От настроения певца очень часто зависит качество репетиции. Если певец пришел на урок расстроенным, подавленным, угнетенным, то занятие продуктивным не будет. Настроение – эмоциональная настройка – влияет на активность нервной системы и на общий тонус организма. Всякое заболевание носа или глотки не проходит бесследно для гортани. Она в той или иной степени вовлекается в болезненный процесс. Острые и нечастые ангины быстро излечиваются и не оставляют следа.

Советы для здоровья голоса

1. Пить воду, чтобы не позволять вашему телу испытывать риск обезвоживания, и избегать алкоголя и кофеина. Ваши голосовые связки вибрируют очень быстро, и наличие надлежащей водной помощи служит своеобразной смазкой. Важное примечание: Пищевые продукты, содержащие большое количество воды - превосходные закуски, это - яблоки, груши, арбуз, персики, дыни, виноград, сливы, болгарский перец и яблочное пюре.

2. Не курить, или если Вы уже это делаете, бросить. При курении повышенный риск рака горла, и при вдохе дыма (даже подержанный дым) могут раздражаться голосовые связки.

3. Не злоупотреблять, и не использовать ваш голос неправильно. Избегайте криков или воплей, и не пытайтесь говорить громко в шумных помещениях. Если ваше горло сухое или утомленное, или ваш голос становится хриплым, уменьшайте использование голоса. Хрипота – это предупреждение, что ваши голосовые связки раздражены.

4. Держите ваше горло и мускулы шеи в расслабленном состоянии, как при пении высоких нот, так и низких.

5. Обратите внимание на то, как Вы говорите каждый день. Даже исполнители, которые имеют хорошие навыки пения, могут причинять себе ущерб, когда они говорят.

6. Не откашливайтесь часто. Когда Вы очищаете ваше горло, это - подобно хлопанью вашими голосовыми связками вместе. Выполнение этого слишком часто может повредить их и сделать ваш голос хриплым. Пробуйте глоток воды или сглотните, чтобы подавить желание прокашляться. Если Вы испытываете желание прокашляться часто, проверяйтесь у доктора, причиной может быть болезнь или аллергия.

7. Когда вы устаете, дайте голосу передохнуть. Не говорите, когда вы хриплы из-за холода или инфекции. Слушайте то, что ваш голос говорит Вам.

9. Когда Вы должны говорить публично, с большими группами или на открытом воздухе, думайте относительно использования усиления и избегайте напрягать ваш голос.

10. Увлажняйте ваш дом и область работы. Помните – влажный воздух хорош для голоса.

Что делать, если голос заболел?

 Первое правило при любом заболевании – пейте как можно больше воды. Теплой. Обильное теплое питье – это первое что придет на помощь.

Избегайте Чая, Кофе, Сливок и Алкоголя перед пением, поскольку они могут иметь эффект обезвоживания. Т.е. чем больше их пьешь – тем больше хочется пить, что не есть хорошо.

Всегда и везде вам поможет витамин С. В таблетках, фруктах, овощах. Ешьте их побольше, хуже точно не будет, а эффект – естественный иммунитет. Напиток с соком лимона (не пить холодным!), мед, черная смородина содержат витамин С и антивирусные свойства, а свежий имбирь – это потрясающий природный анти-воспалительный продукт – трете немного корня имбиря, заливаете кипятком, даете настояться – добавляете меда и лимона.

Отдыхайте!

Сильный кашель может повредить голосовые связки. Немедленно принимайте сироп от кашля, при малейших признаках. Будьте осторожны с таблетками, лучше сиропы из натуральных трав.

Ингаляция с натуральными эфирными маслами. Масло эвкалипта, мяты, чайного дерева, ели, сосны, кедра – лучшее средство от простуды, отлично прочищают легкие, избавляют от кашля. Будьте осторожны со смесями для ингаляций, следите, чтобы в них не присутствовал ментол – он может иметь осушающий эффект. Вообще ароматерапия – великолепное средство быстро встать на ноги. Но не переусердствуйте – обязательно проверьте эфирные масла на отсутствие личной непереносимости и аллергии.

Не пытайтесь петь и избегайте говорить, пока лечение не закончено, чтобы позволить воспалению уменьшиться.

При выздоровлении начинайте с тихого напевания в течении 5-10 минут за раз, и потихоньку переходите к нескольким вокальным упражнениям в середине вашего диапазона, постепенно расширяйте диапазон более чем несколько дней. Норма восстановления будет зависеть от серьезности болезни и опытом певца. Любые проявления хрипоты исчезнут – это дело еще пары дней.