Базовая опорная площадка

Ознакомьтесь с планом создания и развития опорной площадки по техническому творчеству и другими материалами, касающимися этой темы

Для родителей

Традиционный русский танец, как основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.

 

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец , мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: "А что же входит в понятие " танец "? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?" 

Народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным движениям и рисункам.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Танец становится одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные парные пляски, лихие переплясы говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца.

Русский народный танец имеет свои оригинальные, четкие, устойчивые, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Все это и позволяет говорить о нем как о самостоятельном, самобытном, высокохудожественном виде творчества русского народа.

        В древности танец имел религиозно - магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил ритуальный смысл и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя.

         По своему богатству и разнообразию русский танец превосходит многие танцы мира. Еще в 18 веке один из иностранных исследователей русской культуры писал «Русский народный танец столь красноречив, что я не знаю ему равного … Танец производит на зрителя неописуемое впечатление: если сравнить французский котильон, английский контрданс, немецкий вальс, польский полонез с русской национальной пляской, то все названные выше танцы окажутся немыми и непонятными, когда как русская пляска красноречива и глубокомысленна»

         Игорь Моисеев сказал: «Не могу назвать более многоликого, податливого и благородного для хореографа материала, равного по своим качествам русскому фольклору,»

         Народный танец прошел сложный путь творческого развития: каждая историческая эпоха находила свое отражение в пластике, в воплощении сюжетов и идейно-художественных замыслов его создателя и исполнителей. При всей кажущейся простоте народного танца в нем не только воплотился опыт прошлого. Последующие поколения народа вносят свой смысл, понимание, художественные вкусы и идеалы, созвучные своей эпохе, выражая тем самым общественные и художественные потребности своего времени.

         Каковы же общенациональные черты русского танца?

         Прежде всего – содержательность танца в самом широком смысле этого слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержит ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.

Другой чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил воплотить в танце.

Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состояние и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести до зрителя.

Самым важным выразительным средством в танце является танцевальная лексика. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног - её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец .

Также важна интонация танца - это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп - радость, медленный - грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

         И, конечно, танец не может существовать без музыки. Музыка - душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Музыка не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Одним из компонентов танца является костюм. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм - это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". Костюм должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.

Русский народный костюм многообразен, отличается высоким художественным вкусом и является лучшим образцом прикладного творчества народа. Чем пристальней изучаешь русский народный костюм, как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства.

В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки.

         Все компоненты народного танца – содержание, лексика, музыка, костюм органично и творчески слиты воедино. Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, современные хореографы имеют все возможности для создания новых интересных постановок.

Кроме того изучение народного танца, его самобытных черт прививает чувство любви к Родине, патриотическое чувство. Поэтому важно в самодеятельных коллективах изучать народный танец. Это приобщение к художественному созиданию. Здесь они соприкасаются с прекрасным, участвуют сами непосредственно в рождении танца. Танец развивает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Танец обогащает, поднимает на высшую ступень гармонического развития, морального и духовного. Поэтому так ответственна роль педагогов, работающих в объединениях, важен репертуар, который мы выбираем для своего коллектива.

Для примера рассмотрим работу Образцового ансамбля танца «Надежда». Этот коллектив работает при Доме детского творчества Нижегородского района г. Нижнего Новгорода. В коллективе занимается около 200 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Деятельность ансамбля направлена на достижение определенного уровня образованности, воспитанности и социального самоопределения участников ансамбля.

Педагогами образцового ансамбля танца «Надежда» была разработана программа «С любовью к России», которая основана на обращении к русскому народному творчеству, национальной культуре, народным обычаям, что дает возможность формировать в детях национальную самобытность, развивать творчество. Программа закладывает и развивает интерес к русской истории на основе изучения русской народной хореографии и народного костюма, что является актуальным в воспитании подрастающего поколения.

Особенность и новизна программы «С любовью к России» – в объединении двух направлений русской народной культуры – народного танца и народного костюма.

Несмотря на кажущееся различие таких видов искусства, как хореография и дизайн костюма, между ними существует тесная и органичная связь. Образы, придуманные постановщиками, находят воплощение в пластике танца. Стилистика танца определяет композицию костюма, в который одет танцовщик. Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движения (лексики) и костюма является непременным условием. Для формирования полноценного исполнительского замысла нужно собрать и изучить самые разнообразные сведения о традиционной и материальной культуре, соответствующего региона. В качестве источников такой информации можно использовать материалы этнографических и фольклорных экспедиций, литературу по этнографии, истории, фольклору, искусствоведению, а также произведения декоративно-прикладного искусства, (при условии правильной передачи ими этнографических реалий). Следует отбирать лишь те материалы, которые в наибольшей степени раскрывают идейно-образное содержание репертуара и позволяют создавать достоверные и зрелищные образы.

Цель программы - создание среды, направленной на развитие личности ребенка, обладающей чувством патриотизма, приобщенной к традициям и ценностям отечественной культуры, способной к самореализации и к самоопределению.

Задачи программы:

  1. Обучающие:
  • формировать систему знаний по классическому и народному танцу, основанного на традициях русской культуры;      
  • изучить основные направления современной хореографии;
  • обучать практическим навыкам дизайна народного сценического костюма, используя основы прикладного творчества;
  1. Развивающие:
  • развивать физическую культуру и навыки здорового образа жизни;
  • создавать условия для развития хореографических способностей воспитанников;
  • развивать творческие способности воспитанников;
  1. Воспитательные:
  • содействовать формированию уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре;
  • содействовать процессам саморазвития личности;
  • содействовать самореализации, самоутверждения личности воспитанников, создавать условия для развития их социальной активности
  • создавать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности

Формирование национального самосознания, гордости за свой народ – это одна из проблем в воспитании современной молодежи. Решение этой проблемы возможно через приобщение детей к знаниям о своем народе, его прошлом, его культуре, обычаях, традициях, нравах и моральных нормах.

Решение этой проблемы – изучение народного танца. Народный танец – это основа духовно-нравственного воспитания и здоровья русского человека.